Не позволяйте «садиться на шею»!

Не перестаю удивляться, почему многие люди уверены, что знают лучше, как поступать маме с ее собственными детьми?  Откуда эта убежденность, что со стороны виднее?  И такая настойчивость в желании доказать, убедить, научить и вразумить. Забавно.

Не позволяйте «садиться на шею»!

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

Забавно, когда все хорошо, ты в прекрасном настроении и полна сил и уверенности в себе. С улыбкой и очень мягко даешь понять, что своя голова на плечах имеется. А то и вовсе - киваешь и делаешь вид, будто уже бежишь на всех парах выполнять все указания советчика - это если случай особо тяжелый. И смеешься в душе, по-доброму, и делаешь, конечно, как сама решила. 

Но бывает совсем иначе – ты на пределе, устала и неважно себя чувствуешь. Все как-то не ладится, и у детей режутся зубки, нет настроения, адаптация, капризы (нужное подчеркнуть). В общем и целом – из рук вон плохо, и тут еще доброжелатели. Уверенные в своей правоте, активные и бесцеремонные. Очень хочется их стукнуть. 

Во втором случае я просто сбегаю. Чаще всего – физически. Ухожу от разговоров, унося с собой детей. 

Тем более удивительно, что, зачастую, компетенция советчиков обратно пропорциональна их стремлению дать совет. Не зная семейную ситуацию, характер самих детей, условия жизни семьи, давать советы – что пальцем в небо, просто наугад. Думаю, многие приемные мамы со мной согласятся. Особенно, когда наших не совсем обычных деток пытаются засунуть в стандартные рамки, выдать готовый рецепт и дать прогноз на будущее.  

Не позволяйте «садиться на шею»!

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

«НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ИМ САДИТЬСЯ ВАМ НА ШЕЮ!»

Наверняка вы такое слышали. На прогулках эта тема всплывает постоянно, когда мои дети ведут себя не совсем так, как кому-то хотелось бы.  Вариантов такого поведения, на самом деле, масса. И, обычно, находится доброжелатель, который настойчиво предлагает мне срочно принять меры – вплоть до «дать ему ремня» и т. д. 

На самом деле, мы с мужем как-то сразу поняли: решать, что ребенку можно или нельзя, будем только мы вдвоем. Посторонние к нашему внутрисемейному законотворчеству не допускаются. Поэтому в каждом конкретном случае озвучиваю доброжелателю, что моим детям можно:

• Бегать, лазать, играть везде, где, на мой взгляд, безопасно и где мои дети не доставляют большого дискомфорта. 

• Играть с грязью, заходить в лужи, залезать на деревья, лестницы, горки.

• Валяться в траве, снегу, на асфальте и на песке. Иногда и в лужах, когда я сама не возражаю. 

• Можно рвать траву, цветы (если, конечно, они не растут в чужом палисаднике или на клумбе), даже если потом зелень не используется в игре, и весь смысл игры – в том, чтобы рвать и бросать. Потому что, на самом деле, травке не больно, ну правда же! 

• Можно играть большими палками, бить ими по траве, кустам и лужам. В том случае, если это безопасно для окружающих.

• Можно выкидывать песок из песочницы. И он, поверьте, там не закончится.  

• Можно бросаться песком, если это безопасно для ребенка и окружающих. Отойти в сторонку, где нет никого, и бросать, сколько душе угодно. Я даже мишень помогу соорудить. 

• Бросаться можно и камнями. Только не по живым мишеням, понятно! А, например, в столб, на меткость. Или в лужу, тоже весело!

• Можно гонять голубей, пытаться поймать их. Можно даже специально их прикармливать, так веселее. Единственное исключение – если их в этот момент кто-то кормит, и этот кто-то против нашего вторжения. Тогда просто ждем. 

• Можно ловить жуков, бабочек, лягушек и дождевых червей. Давить их не нужно, конечно. Но покатать на машине или положить в баночку можно. 

• Можно гладить кошек и собак, если это безопасно. 

• Можно бояться, и отказаться что-то делать, если страшно. Неважно, что многие сверстники Жени уже, умеют кататься на самокате, или залезать на самую высокую горку, или… Он пока не готов. И имеет право. 

• Можно сидеть и ничего не делать. Даже все время прогулки просидеть в коляске, не вылезая. А что, такое настроение. Бывает. 

• Можно кричать громко, если нет каких-то исключительных случаев, когда это совсем неуместно.  Например, если кто-то рядом спит. И смеяться громко тоже можно, и песни петь. 

• Можно не делиться своими игрушками, если не хочешь. Они твои. Чужие игрушки можно брать с разрешения хозяина. 

• Можно молчать и не отвечать на вопросы. Можно совсем не общаться, если тебе не хочется. Нельзя заставить дружить.

• В том числе, у моих детей есть право не общаться со мной (это не означает, что они могут меня не слушаться).

• Можно плакать. Я не сразу поняла важность этого момента, первой реакцией было: «Тише!».  Очень об этом жалею. Сейчас, если мой ребенок хочет поплакать, он может это сделать в любом месте – в магазине, на улице, в маршрутке. И если он захочет, я буду обнимать его и утешать, не пытаясь «убавить громкость». 

• Можно не слушать советы чужих людей, не реагировать на их замечания. Даже в случае, если мой ребенок откровенно неправ, нормально – сделать замечание мне, не ему. Тогда я сама попрошу у пострадавшей стороны прощения и приложу усилия, чтобы ситуацию исправить. 

Кому-то может показаться, что я слишком много позволяю моим детям. Им кажется, что ребенок лезет в грязь от вседозволенности и из вредности, а кричит и плачет, потому что его избаловали и не поставили ему границы. Наконец, советчики призывают к осторожности – недолго и простудиться, купаясь в луже, и подхватить заразу в грязи, от голубей и т.д. 

Не позволяйте «садиться на шею»!

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

Понятно, что наверняка найдется много несогласных, но, на мой взгляд, утолить сенсорный голод, напитаться эмоциями, впечатлениями, ощущениями для моих детей более важная проблема, чем возможные ротовирусы или глисты.  Поэтому – лепим куличики из грязи, бегаем по лужам и ползаем везде, где хочется.

Уж тем более меня не волнует чистота их одежды. Слава Богу, есть стиральная машина. А для грязных ладошек всегда с собой влажные салфетки. 
Кричать, размахивать палками, кидаться песком, травой, камнями (понятно, не в людей) - прекрасный способ освободиться от лишних эмоций.  Мои дети, особенно в период адаптации, переживали огромный стресс. Куда-то надо девать агрессию, злость и прочие негативные эмоции.  Подобные игры «в войнушку», «кричалки» и «вопилки» очень выручают. И дома мы часто играем в «разрушающие» игры, например – рвем газеты, кидаемся ватой, мягкими игрушками, устраиваем подушечные бои, рисуем красками на полу. 

Все что касается выстраивания границ, меня очень волнует. Но несколько в другом ключе, нежели большинство мам. Моих детей очень долго держали в очень узких рамках, контролировали каждый шаг и не давали совсем никакого выбора. Я радуюсь, когда мои дети «проявляют характер», выражают открыто свое отношение к чему-либо. Моя цель сейчас – разрушить старые границы. И, конечно, поставить свои, но их не должно быть слишком много.

Есть недопустимые формы общения, например, бить людей нельзя. Это касается и взрослых, кстати, драться нельзя никому. Но отвернуться и уйти, либо просто не отвечать можно, даже если собеседник проявляет настойчивость.  Дружба – дело добровольное.\

Не позволяйте «садиться на шею»!

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

Можно распоряжаться своими игрушками и вещами, и давать их только тогда, когда ты сам так решил. Ребенок должен знать, что есть «свое» и есть «чужое», и как правильно относиться к своим вещам и чужим. Детки в учреждениях, где своего ничего нет, этого не понимают долго. Тем более, я рада, когда мой малыш защищает свои границы, свои игрушки. Значит, мы на верном пути. 

Придет время, и мы обязательно выучим правила этикета. Пока мне важно, чтобы дети усвоили более важные вещи. Научились искренне выражать свои эмоции, дружить, уступать, добиваться своего, общаться и отстаивать свои интересы без ущерба для других. Научились быть настоящими, быть, а не казаться. 

Дети сами очень быстро перенимают нормы общения, принятые в семье. Не стоит их специально учить делиться, мириться, уступать и т.п. В этом смысле пример -  лучший учитель.  К тому же, малыши очень нуждаются в одобрении взрослых, и часто, сделав шаг, сразу смотрят на реакцию.  
А еще, они намного смышленее, чем мы, порой, думаем.  Сын уже отлично понимает – будешь жадничать, вредничать – пожалуйста! Но играть с тобой никто не захочет. И сам начинает регулировать свое поведение. 

И, конечно, право на мамину ласку, объятия, право влезть маме на ручки и получить свою порцию внимания и заботы, я не могу у них отнять. Бывает, это просто физически невозможно по разным причинам. Но если нет препятствий, я всегда обниму моего сыночка, и покачаю его, как младенчика, несмотря на то, что ему уже три года. Бывает тяжеловато порой везти коляску с одним ребенком и нести на руках второго. А что делать? Пока есть силы – несу. И радуюсь, что есть силы. 

Не позволяйте «садиться на шею»!

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

В детских домах воспитанные и «удобные» дети. Сначала. Когда они пропадают в семью и начинают осваиваться, раскрепощаться, маска слетает. Они будто с цепи сорвались – хотя, в общем, примерно так и есть. Все, что было глубоко спрятано, задавлено и зажато, выходит наружу. Криками, истериками, агрессией, слезами. И пусть.  И Слава Богу!

Я просто обниму их крепко и буду рядом. На шее им сидеть, конечно, нечего. Гораздо комфортнее в теплых маминых объятиях.

Татьяна Мишкина

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

Понравилось? Поделись с друзьями!