С ног на голову. «За» и «против» современной системы оценивания в школах

Мы привыкли считать, что пятибалльная шкала единственно верная. Но для одного ученика — это предел мечтаний, а для другого — пройденный этап. Можно ли дать ребенку право на ошибку? Как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Соответственно, двойка — это нормальный учебный момент. Или нет? А пятерка — это высший показатель. Или нет?

С ног на голову. «За» и «против» современной системы оценивания в школах

Фото: unsplash.com

Каким бы был мир без оценок? Своей точкой зрения с нами поделились деятели сферы образования.

Фирсова Марина МихайловнаФирсова Марина Михайловна, председатель ассоциации содействия развитию образования «Смотрим в будущее»


 

Человек устроен так, что его всегда нужно оценивать. Мы работаем в трудовых коллективах и оценка нам необходима. Как еще узнать, что коллега достоин поощрения? А так человек виден. Плюс оценка стимулирует рост.

Оценка должна зависеть от организации. Если это школа, то здесь будет определенная шкала, причем по разным предметам — разная. Грамоты, гранты — дополнительные мотиваторы. Чего точно не должно быть, так это разнообразия шкал. Необходим единый стандарт, как наша пятибалльная (на самом деле четырехбалльная) система.

Я считаю, что проблема больше не в оценках, а в том, кто их ставит. Если учитель хороший, то он занимается по индивидуальным программам — работает с каждым лично. Он знает всех своих ребят и дает такие задания, чтобы это была конкретная пятерка для конкретного человека. То есть, он адекватно оценивает уровень школьника и исходя из него дает задания. Здесь нужно только «зажечь» ученика.

С ног на голову. «За» и «против» современной системы оценивания в школах

Фото: unsplash.com

Между прочим, отметка оценивает не только ребенка, но и учителя. Если педагог ставит пять, а независимая экспертиза Московского Центра Качества Образования (МЦКО) показывает, что ребенок знает на два, то это вина учителя.

Сегодня от оценок отказаться невозможно. Мы же не можем сказать школьнику: «Ты, конечно, о-очень хороший, но…». Вид оценки не имеет знания — словесная, знаковая, шкальная форма — все равно. Проблема не в этом, а в умении педагога вдохновлять и мотивировать.

Лукутин Андрей ВладимировичЛукутин Андрей Владимирович, председатель Межпредметной ассоциации содействия совершенствованию системы столичного образования


 

Мир без оценок был бы проще. Мои родители были учителями, они говорили мне: «Андрей, не обращай внимания на отметки». В школе я не умел рисовать — Бог не дал. Но у меня был хороший учитель и он понимал: не умеет мальчик рисовать, но карандаш держит хорошо. Сейчас я говорю своему ребенку: «Четверки, пятерки — хорошо. Но давай лучше поговорим: что нового ты узнала в школе за эти 5 уроков?»

Оценка субъективна, даже если она жесткая. Отметка говорит ребенку: в этом ты не прав. Ладно, если это вычислительные науки. Школьник знает, сколько будет 2х2 — молодец. Я — учитель истории. Как здесь оценить, как он выучил параграф, участвовал в работе — особенно такими оценками как 3 и 4?

Сегодняшняя система всегда идет на понижение. Как в том анекдоте: на 3 знает ученик, на 4 — учитель, а на 5 — Бог. Как этой системой оценивания понять, что ребенок сегодня стал лучше, чем вчера? А нужна такая, которая бы рассказала.

Всегда надо — и я это делаю — объяснять. ЕГЭ — более-менее стандартизированная система. Он похож на линейку с делениями. Когда меня спрашивали: «Сколько сейчас у тебя детей?», я говорю: «240 человек (например)». И каждого — по линейке и каждому объяснить почему. Критерии сложная часть вопроса об оценках.

Могу сказать точно, что завтра прийти в школу и сказать, что оценок больше не будет, — невозможно. Для большинства родителей — это единственный ориентир. Они следят за успеваемостью. Прошу заметить, что именно за успеваемостью: успевает ребенок или нет, а не как у него обстоят дела со знаниями.

С ног на голову. «За» и «против» современной системы оценивания в школах

Фото: unsplash.com

Переход к другой системе оценивания будет постепенным. Проведу такую аналогию: мне не нравятся бумажные книги. У меня все в гаджете: любимый Блок, Пушкин, Гоголь. Сейчас закончил читать «талмуд» Алексея Иванова. Так вот мы сегодня постепенно отходим от бумажных книг. Я называю этот переход «от Иоанна Гуттенберга (впервые напечатал книгу. — Ред.) к Стиву Джобсу». И этот переход плавный. Так же будет и с системой оценивания.

Наверное, через какое-то время мы научимся управлять классом без отметок. Мы уже начали—здесь ЕГЭ помог. Раньше некоторые говорили: «Ну, я тебе это на экзамене припомню», а сегодня —обезличенный ЕГЭ. Могу сказать точно, что тот, кто учит не должен оценивать. Вот, взять независимую диагностику МЦКО — пусть ребенок проходит ее в режиме онлайн под присмотром учителя.

В институте мы получаем результативные оценки по семестрам. Несмотря на то, что их всего-ничего в зачетке (по сравнению со школой), учатся же люди, выпускаются. Но это институт, а в школе – дети, здесь нужно придумать что-то другое.

Материал подготовлен: Пресса Москва

Фото предоставлены: Пресса Москва

Понравилось? Поделись с друзьями!