Снова в школу. Выясняем у директора, как изменилось образование

Московская электронная школа. Зачем это всё устроили? Заменили бумагу на цифру, урок на электронный сценарий, доску на мультимедийную панель. С какого ракурса ни глянь - сплошь минусы. Дети разучатся читать, дети теперь и в школе “на гаджетах”, дети испортят зрение. Самое распространённое: в советской школе учили так учили, а эти ваши нововведения - инструмент деградации поколения. С другой стороны, вроде и плюсы есть: интерактив помогает увлечь ребёнка, учить историю по кинофрагментам интересней, планшет вместо учебников равно лёгкий портфель.

Снова в школу. Выясняем у директора, как изменилось образование

Фото: Пресса Москва

Читать гневные комментарии или “продвигающие” статьи на тему “МЭШ. Хорошо или плохо”? А кому верить, а как проверить, если ты и в школе не учишься, и не учитель ты вовсе? Мы решили не продолжать цепь “внешкольных” рассуждений, а спросить всё у директора. Что такое МЭШ не только для ученика? И какие ещё изменения настигли столичные школы?

Илья Новокрещенов

 Илья Новокрещенов,
директор школы №2095

 

Что для меня МЭШ

Директору и администратору МЭШ помогает: фактически отменяет бумажную волокиту. Любой аналитический отчёт - посещаемость, успеваемость, любые данные - выгружаются в два клика. Раньше на это требовался целый завуч, который сядет, разложит бумажки, начнёт считать и так далее. Сейчас МЭШ - цифровой завуч. Происходит сближение позиций реального завуча и электронного. Для контроля качества образования мы интегрируемся в систему всё больше и больше.

Реакция учителей

Мы не заставляли никого переключиться на МЭШ. Учителя понимают сами, что действительность требует новых подходов. Обратите внимание на статистику: у нас только 16% уроков проводятся с использованием электронных сценариев. Почему так немного? Потому что МЭШ - это возможность, а не обязанность учителя. И возможность прежде всего для ребёнка.

Мы поддерживаем учителей, которые принимают решение и переходят на эту систему. Но загонять? Нее… Поэтому протестов по этому поводу нет. Если учителю работается без этого, то пусть. Тем не менее я уверен, что мы прошли точку невозврата. Потому что чем дальше, тем больше учителя вовлекаются, и к обычному уроку они уже не хотят возвращаться. Тем более, что все учебные наработки можно оцифровать и поделиться знаниями, опытом со всем городом, со всеми московскими учителями и детьми.

Снова в школу. Выясняем у директора, как изменилось образование

Фото: Пресса Москва

О новых методах

Есть две темы: одна связана с МЭШ, другая - нет. Мы активно вовлекаем потенциал столицы в учебный процесс. Я воспринимаю город как школу. У нас много уроков проходят на улице - в самом центре старой Москвы. Обществознание, историю давным-давно изучаем вне школы. С другой стороны, есть огромное количество музеев - занятия проводим и там. Экспозиции, библиотеки стараются тоже подключить электронный ресурс. Так как МЭШ имеет выход в интернет, учителя могут вместе с детьми совершать виртуальные экскурсии. В этом состоит “электронная связка” между музеями и школами.

О метапредметности

Что такое метапредметность? Мы привыкли, что от школы требуется академический результат - некоторая сумма знаний, которую ребёнок сумеет воспроизвести. В этом смысле идеальный ребёнок - это то, что вы держите в руках. Это диктофон. Он всё услышал, всё записал, воспроизвёл - молодец, пять.

На самом деле, современный мир предъявляет образованию совершенно другие требования. Почему? Не потому что мы хотим хуже или лучше, а потому, что система образования, которая была 50 лет назад - одна из лучших в мире - готовила ребёнка к жизни в обществе, в котором всё предсказуемо. Понятно было, что ребёнок будет делать дальше: после 8-го класса, после 10-го, после техникума или училища, после вуза (в который поступали, кстати, всего 17% выпускников школ).

Сейчас мы готовим ребёнка к жизни в обществе, которого нет. Он должен жить в состоянии неопределённости. А значит, на первый план выходят не только те умения, которые он мог бы использовать в предсказуемом мире, сколько умения, которые с этим не прямо связаны. Например, умение быстро учиться и самое главное - переучиваться. Причём самостоятельно. Умение работать с информацией: отделять истинную от ложной, качественную от некачественной и так далее.

Как это работает

Метапредметность занимает особое место. Не просто видеть мир фрагментарно и разделять: вот математика - это про решение задач. “А зачем мне это нужно в жизни?”, - спрашивают дети. “Нужны мне эти квадратные уравнения, как я их в жизни применю? Никак. Если и применю, за меня всё компьютер решит автоматически”. Объяснить “зачем это” очень трудно. Нужно сделать так, чтобы ребенок чётко понимал, видел связь между всем, что происходит в мире.

Снова в школу. Выясняем у директора, как изменилось образование

Фото: Пресса Москва

Нужно понимать, что учебные предметы разделены условно. Ребёнок должен постигать мир в целом, но для удобства мы разбили его на кусочки. Изучая химию или биологию, физику или историю, ребёнок изучает мир. Мир, в котором всё взаимосвязано. Та же математика присутствует в биологии, та же биология - в обществознании и так далее.

Показать связи в мире вне зависимости от названия предмета - это наша глобальная задача. На уроке математики рассматриваем букву “Дельта” в связи с греческим языком и физиологией - дельтовидной мышцей. Чтобы ребенок научился базовые, фундаментальные знания использовать в реальной жизни. Пока что метапредметная система выстроена слабо, но мы над этим работаем.

Предпрофессиональная тренировка

Я веду открытый курс менеджмента: приглашаю старшеклассников. Они приходят в неудобное время - курсы проходят по субботам. Двери открыты для всех, но участие принимают только те, кто успел записаться на спецкурс.

Это в основном тренинги. Не только лекции про менеджмент, но и про личностный рост, про мотивацию, про умение работать с информацией, изучаем социальные и психологические аспекты. Например, как распознать манипуляцию. Это метапредметный курс, который условно называется “Менеджмент”.

Например, мы смотрим дебаты: два политика манипулируют общественным сознанием, пытаются выйти в процессе дискуссии на какие-то темы. Я показываю видеофрагменты, под них запускаю голосование. До МЭШ функционала, инструментов для таких уроков не было. Я использовал соцсети как платформу: можно выгружать фото и видео, проводить голосования. “ВК” стала частью нашего спецкурса. А теперь мы подключили и МЭШ, потому что у этой системы ещё больше возможностей.

Снова в школу. Выясняем у директора, как изменилось образование

Фото: Пресса Москва

Что думают о МЭШ другие директора - представители опытной и молодой гвардий?


Анатолий Ващилин

 

Анатолий Ващилин,
представитель Молодёжной
ассоциации руководителей
образовательных организаций

 

Для меня как для администратора важно, что учителя стали более мобильными. У нас нет привязки к определённому классу. Учитель может войти в любой кабинет, ввести свой пароль и начать урок на мультимедийной панели. Детям нравится учиться по интерактивным сценариям уроков, им интересно. Есть возможность заниматься дистанционно.

Не знаю, связано ли это напрямую с МЭШ, но в этом году у нас появился первый победитель заключительного этапа олимпиады по русскому языку. Думаю, так или иначе это связано с нововведениями. Все новые возможности мы продемонстрировали каждому родителю. За всё время ни одной жалобы. Наоборот, родители довольны, что дети теперь заинтересованы учёбой.


Инна Маевская

 

 

Инна Маевская,
представитель ассоциации
“Лига столичных директоров”

 

Когда мы занялись проектом МЭШ, оказалось, что наработки для смешанного обучения (объединённые очное и дистанционное обучение. - Ред.) очень неплохо ложатся на технологию МЭШ. Это было неожиданно: получились иные, разные и весьма качественные материалы. Часть из них опубликованы.

Почему нужна МЭШ? Я думаю, этот вопрос больше не актуален. Это общая тенденция формирования лучших образцов образования, которые могут предложить московские учителя. Весь мир перешёл на технологии. Одно из трендовых направлений - чтобы у ребенка всегда была возможность обратиться к занятиям. Это самое ценное. Важно, что МЭШ развивается, меняется, совершенствуется. Мы планируем ввести проверочные работы дистанционного формата. Мы с удовольствием участвуем в продвижении проекта - в том числе в области смешанного обучения.


О МЭШ, равно как о технологиях в целом - их пользе и вреде - можно спорить от заката до рассвета. Всегда найдутся те, кто будет против. А учитывая национальную специфику “вечно униженных, оскорблённых и недовольных”, тем более будут горы негодования, моря претензий. Если же взвесить всё обдуманно и не кидаться в крайности, чем же плохи гаджеты, компьютеры, игрофикации и всё это страшное и инновационное? Если вот это вот всё помогает учить и учиться, то почему бы нет?

Материал подготовлен: Пресса Москва

Фото: Пресса Москва

Понравилось? Поделись с друзьями!