Такие школьники, как звезды

С 1 сентября в классы вернется астрономия

Зачем астрономия в школе? Жили как-то без нее и ничего. Оказывается, что предмет из школы ушел, но увлеченные учителя остались. Они рассказывают ученикам про черные дыры, Большую медведицу и Кассиопею. Да и межпредметный подход никто не отменял: все науки взаимосвязаны. Через астрономию дети узнают химию, физику, а может, и английский с латынью.

Такие школьники, как звезды. С 1 сентября в классы вернется астрономия

Фото: Пресса Москва

Предмет возвращают и потому, что на него есть спрос. Ребята ходят на астрономические кружки во Дворце пионеров и на экскурсии в Московском планетарии. Когда в апреле объявили о возвращении «звездного» предмета, планетарий ликовал и даже выпустил новый школьный астрономический календарь. Да и само существование участников Всероссийской олимпиады по астрономии говорит само за себя.

В этом году на интеллектуальное соревнование отправились 180 человек, 40 из них – москвичи. Ребята решали задачи, которые под силу не каждому взрослому. При том, что предмета в школе нет. Победителями и призерами стали 18 учащихся столицы. Один из них, Борис Билич, поделился мнением: «Я не понимаю, как в стране, где прошел первый полет в космос и жил первый космонавт, может не быть астрономии в школах?» Сложно поспорить.

Количество участников всероссийской олимпиады влияет на рейтинг столичных школ «Топ-300». За победителей и призеров школа получает баллы в копилку. Совместная работа учителя и ученика поможет подняться выше в рейтинге. Астрономия либо захватывает, либо нет: натаскать детей не получится, нужно действительно увлечь их.

В феврале-марте в столице также провели независимую диагностику поосновам астрономической грамотности. Впервые в ней участвовали ученики 5-х, 6-х и 10-х классов. Результаты показали, что более 90% школьников владеют знаниями по астрономии на базовом уровне. Председатель межпредметной ассоциации содействия совершенствованию системы столичного образования Андрей Лукутин рассказал нам, каких еще успехов ожидать от школьников.


Андрей Лукутин

Андрей Лукутин
председатель межпредметной ассоциации
содействия
совершенствованию системы
столичного образования


 

Несмотря на то, что сейчас астрономии в школах нет, победители Всероссийской олимпиады есть. Дело в том, что увлеченные учителя все равно рассказывают детям о планетах и звездах. Небо никуда не делось, предмет – да. Теперь астрономия вернется, и будет больше победителей.

Должен ли вести астрономию отдельный педагог или, как раньше, физик, географ, химик – личное дело каждой школы. Главное, чтобы было интересно. В конце концов, углубленно изучать предмет ребята будут на дополнительных курсах и еще где-то. Школа должна заинтересовать. Сделать это сможет любой увлекающийся учитель.

Когда я учился в школе, астрономию преподавал физик. В старших классах ввели совсем немного часов, но этого хватило, чтобы интерес к неизведанной вселенной остался до сих пор. Признаться, я даже хотел связать будущее с астрономией, но педагогика взяла свое.

Астрономия для современной Москвы – это совсем другой урок. Сегодня, когда можно не сидеть в классе, а выходить за рамки школьного обучения, этот предмет раскроется по-новому. В августе прекрасно видно небо: можно отправиться в парк или сквер. Также на площадке «Техносферы современной школы» в ТемоЦентре есть интерактивные комплексы для изучения астрономии.

Я считаю, что мальчишки должны болеть космосом. Но и девчонкам не нужно забывать предмет. Ведь мальчики обещают им подарить звезду с неба и нужно знать, какую именно заказывать (смеется).

Такие школьники, как звезды. С 1 сентября в классы вернется астрономия

Фото: Пресса Москва

Для полноты картины не хватает единого учебника по астрономии, но это дело времени. Президент Владимир Путин и столичные школы добрались до идеи создания единого по географии, настанет время и астрономии. Как однажды сделали с учебником по истории России. Те учебники, что есть, разнятся в темах и уроках: ученикам сложно переходить из школы в школу. Даже если ребенок никуда не собирается, но в школу приходит новый учитель, то с ним приходит и учебник. Поэтому стандартизировать надо: стабильность. И существующие подстраивать под Единый.

Пока «наверху» будут обсуждать стандарты и обложку, столичные учителя сделают электронные сценарии уроков и покажут их на интерактивной панели. И, конечно, поделятся сценариями в электронной библиотеке материалов.

Материал подготовлен: Пресса Москва

Фото: Пресса Москва

Понравилось? Поделись с друзьями!