Прекрасное далёко. Учителя, которые не боятся расстояний

Почему они идут в учителя? Потому что выпускники педагогического? Потому что любят детей? Потому что зарплата высокая? Стартовая зп московского учителя - 60 тысяч рублей. С такими вводными интерес начинающего преподавателя может сместиться с педагогического на финансовый.

Если всё дело в деньгах, почему они едут так далеко, а не пойдут в ближайшую школу? И почему проработали в ней 20 лет? Ведь раньше заработок был далёк от идеала. Может, дело-таки в призвании?

Мы поговорили с педагогами, которые работают далеко от дома. Зачем они это делают?

Прекрасное далёко. Учителя, которые не боятся расстояний

Фото: Пресса Москва

Елена Базанова,
учитель русского языка, школа 1362

Почему не рядом

Это привычка. Мы жили в Москве, я работала в столичной школе. Мы переехали в Подмосковье, я осталась. Работа, коллектив меня устраивают. Зачем менять то, что нравится, что мне близко не по географии, но по душе? И дети не хотят из школы уходить, ездят издалека. У нас учился мальчик-пловец, он перевёлся по каким-то своим спортивным причинам. Ребята говорят, мечтает вернуться и снова учиться с нами.

Что тут интересного

Мы участвуем во многих городских проектах. Например, «Не прервётся связь поколений», «Музеи. Парки. Усадьбы». В «Ломоносовских чтениях» и «Диалоге культур» занимали призовые места. Само собой, олимпиады. Очень любим творческий конкурс «Перо - моё призвание»: учимся писать рассказы, сказки, стихи, сочинения-рассуждения, произведения публицистического стиля. Для проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» уже создали мультик «Кусака». Посмотрим, как оценят нашу работу.

Я и сама автор проектов для детей. Например, «История согласных “ж”, “ш”, “ч”, “щ”, “ц”». Занимались другими проектами: выпустили справочник паронимов, создали брошюру-комментарий к поэме «Руслан и Людмила» - собрали все устаревшие слова. Исследовали средства художественной выразительности при описании времён года: получилась литературная тетрадь к учебнику 5-6 класса.

Зачем это мне и детям

Сегодняшняя школа, все эти проекты, олимпиады, соревнования и творчество - это сильнейшая мотивация. Во-первых, это совсем другая связь с педагогом. К учителю начинают по-другому относиться: педагог становится ближе, больше доверия. Соответственно, повышается интерес к учёбе и качество образования. Они занимаются целенаправленно - по определённому вектору. При этом формируется умение видеть, отбирать нужное, работать в команде, выстраивать роли и распределять задачи. Это колоссальная подготовка к будущему, отработка навыков, которые точно пригодятся.

Прекрасное далёко. Учителя, которые не боятся расстояний

Фото: Пресса Москва

Наталья Машинцева,
преподаватель полиграфии, колледж имени Л.Б. Красина

Почему не рядом

Я езжу в московский колледж из Подмосковья. Потому что в Подмосковье полиграфических колледжей нет. Типографий много, а колледжей – нет.

Почему не в типографии

До этого я работала в типографии технологом. А в прошлом году проводила консультации при подготовке к чемпионату рабочих профессий Worldskills. Это международные соревнования среди студентов колледжей. В Москве проходят этапы национального чемпионата и демонстрационные экзамены по стандартам Worldskills. Предложили остаться в колледже и учить детей по полной программе. Я согласилась. Это мой первый учебный год.

Мне нравится работать с детьми: влилась в процесс, чувствую свою ответственность за них, за их становление. Поскольку я сама пришла из типографии, знаю, чего от них будут требовать работодатели. Мне кажется, симбиоз педагог плюс выходец из профессии - полезное сочетание для ребёнка.

Прекрасное далёко. Учителя, которые не боятся расстояний

Фото: Пресса Москва

Что тут интересного

Я расскажу о Worldskills. Дети очень мотивированы на это соревнование. Их никто не назначает, это добровольное дело. При этом они с большим желанием участвуют, открыты к новым знаниям. Всё упирается в оборудование. Самое сложное - найти технику, на которой проходят соревнования. Мы сотрудничаем с университетом печати, типографиями, там проводим занятия.

У колледжа есть печатные машины, они хороши для учёбы, практики, выработки навыка. Это как с автомобилями: учимся на «Жигули», ездим потом на BMW. Вот в колледжах у нас «Жигули», а на Worldskills оборудование ближе к BMW. Подготовка к конкурсу будет эффективней, если дети будут тренироваться на похожей технике. На месте у них не будет времени разбираться в новом интерфейсе.

Конечно, детям интересно работать на машине: когда они делают сами, своими руками, потом видят результат. А на крутом оборудовании тем более. Это производит на них поразительный эффект, воодушевляет.

О трудоустройстве

У нас сейчас дети - первый и второй курс - прошли практику. Они только-только изучили азы профессии. Вышли на производство, и минимум пять человек из них уже оставили работать на лето после практики. Понравились. Выпускники наши работают. Тоже после практики оставили. Ждут и устраивают с удовольствием. Это я вам точно говорю.

Естественно, выпускников колледжей расхватывают. В полиграфии в принципе работает много людей, которые изначально далеки от профессии. Они учились на месте, в цехах. На моей первой работе полиграфистов выращивали из грузчиков. Теперь немного по-другому.

Времена меняются

Я училась в 90-е годы. У нас не было никаких проектов. Какие проекты? У нас даже практики не было. Нам ничего не могли ни предложить, ни предоставить. Знаете, как нас учили? Старались научить всему подряд возможному. Говорили: «Дети, где вы будете работать, мы вообще не представляем. Поэтому учите всё. Потом разберётесь». Всё закрывалось, рушилось, что будет завтра, никто не знал.

Теперь ребёнок себе профессию выбрал и целенаправленно к ней готовится. И все возможности для этого имеются. Вот вам и результат - детей забирают и устраивают. Потому что они уже из колледжа выходят с базой и опытом.

О школьных коллегах

У меня дети учились в подмосковной школе. Старший в девятом классе перешёл в школу московскую. В ней я впервые увидела педагогов, которые хотят учить детей. Учат по-настоящему. Разница колоссальная. Разница в посыле, в отношении как к детям, так и к самому процессу, к своей миссии.

Установка московских учителей такая: «У нас все дети гениальные». А посыл: «Мы всех научим». И это, действительно, работает. Если есть трудности, нужно исправить. Ребёнок учился в физико-математическом классе, по гуманитарной части были проблемы: мысли формулировать не могут. Поставили другого преподавателя, который за полгода поменял ситуацию радикально. В центре - дети, и всё для них. Читают с упоением, обсуждают вообще на другом уровне. Преподаватели прививают тягу к знаниям и даже любовь.

Прекрасное далёко. Учителя, которые не боятся расстояний

Фото: Пресса Москва

Станислав Демченко,
учитель физкультуры, школа 1179

Почему не рядом

Я езжу в школу из другого округа. Работаю здесь давно, после переезда переходить в другое место не стал. Езжу издалека, потому что люблю свою работу: хорошее место, дети, коллектив. Отношения сложились, авторитет заработан, всё хорошо, всё устраивает. Зачем менять?

Что тут интересного

Мы - постоянные участники «Форума ГТО». Ежегодное мероприятие. Надеюсь, в этом году тоже станем базовой школой для сдачи норм комплекса. В прошлом году ездили сдавать 14 человек. Вернулись кто с золотом, кто с серебром. В этом году собрали «банду» уже из 40 человек. Мероприятие проходило на Поклонной горе. Любая школа может подать заявку и участвовать. Знак ГТО для детей - стимул и символ достижения, патриотизма.

Жизнь спортивная кипит. Мы постоянные участники Президентских соревнований, турниров по волейболу, чемпионата по баскетболу «Победный мяч». Наше маленькое достижение и большая гордость - в прошлом году девочки взяли серебро в городском турнире по мини-футболу. И это несмотря на то, что у нас одна школа, а не комплекс. Традиционная история - эстафеты «Мама, папа, я». Дети очень любят соревноваться, с удовольствием участвуют.

Лучшая мотивация

Мотивация появляется тогда, когда есть результаты. Когда с девчонками вышли из округа по мини-футболу на следующий тур, нужно было далеко ехать, тратить время. На каждую игру - час-полтора через всю Москву. Но, когда они видят результат, есть стремление, интерес двигаться дальше. Даже через всю Москву.

В столице и в школах появились новые возможности. А вместе с ними возможность достичь результата. А результаты всегда стимул для детей. Появляется желание заниматься спортом, стать сильнее других, соответственно. Приходят, тренируются, спрашивают: «Какое следующее соревнование? Когда?»

Тренд на спорт

Не могу сказать, что намного больше детей стали заниматься спортом. К сожалению. К сожалению, всегда были, есть и будут те, кто предпочитает сидеть на лавочке с запиской от мамы. Но, благодаря всем этим проектам, «вялотекущих» удалось привлечь хоть как-то. Например, помогают в организации. И всё-таки для них активные сверстники - пример. Кто-то вон с утра вокруг школы бегает. Для соревнований слабоват, но хоть так - уже хорошо.

Прекрасное далёко. Учителя, которые не боятся расстояний

Фото: Пресса Москва

Материал подготовлен: Пресса Москва

Превью-фото: myteaparty.org

Понравилось? Поделись с друзьями!