Город образования. О новом поколении школ и международном форуме на ВДНХ

В датском городке Хеллеруп есть необычная школа - Hellerup Skole. Уникальная архитектура, открытые пространства вместо классов и кабинетов, проекты вместо обычных уроков. Школьники свободно передвигаются, сидят и ходят где, и когда хотят. Учебный процесс - это творчество и возможность проявить свои способности, атмосфера сотрудничества и отсутствия границ. Цель школы - привить детям умения и навыки специалиста 21 века.

Город образования. О новом поколении школ и международном форуме на ВДНХ

Фото: Пресса Москва

На ВДНХ с 7 по 9 сентября прошло главное образовательное событие года - международный форум “Город образования”. Незадолго до открытия команда форума взяла интервью у директора Hellerup Skole Лассе Рейхштейна.

Вот основные принципы инновационного центра:

- открытость;
- сотрудничество школы и города;
- внимание не к знаниям в конкретный момент, а динамике процесса;
- мотивация и благополучие;
- постоянное взаимодействие на равных: руководство, педагоги, учащиеся, родители;
- регулярный диалог с учителем;
- редкие отметки: система оценивания неэффективна и способствует соперничеству, эффективная методика - развитие в сотрудничестве;
- фокус не только на получении знаний, но на способности ими оперировать;
- активное вовлечение цифровых технологий;
- тренировка самостоятельности и способности к кооперации;
- инклюзивная среда: общественное равноправие и ценность каждого, возможность реализовать свои способности без преград.

Город образования. О новом поколении школ и международном форуме на ВДНХ

Фото: Пресса Москва

Город смарт, школа смарт

Школа будущего - так можно назвать это уникальное учебное заведение. К такому образу стремятся столичные школы. Проект Московская электронная школа (цифровые журнал и дневник, интерактивные уроки), городские проекты, в которых школы, вузы, музеи, технопарки, учёные и представители бизнеса работают в связке. Медицинский, инженерный и академические классы, конкурсы и соревнования - уже в школе на базе современного оборудования дети прокачивают навыки. Колледжи кооперируются с вузами и предприятиями, школьники совмещают основную программу с профессиональной - на базе училищ. Город разворачивает все возможности, чтобы дети нашли свой интерес и развивали его.

Школа - равные возможности для каждого

Инклюзия в столичной школе - обязательное условие. Если хоть один ребёнок с особенностями развития захочет учиться вместе с обычными сверстниками, директор обязан полностью организовать ресурсную среду - пандусы, лифты, таблички и указатели, тьюторы, психологи, дистанционное обучение. С особенными подростками работают в колледжах. Зачастую такие дети выбирают именно творческие и технические специальности - парикмахерское искусство, ювелирное дело, швейное мастерство, инженерия, автомеханика и другие. Наконец пришло понимание, что нет ограниченных возможностей, есть ограниченные ресурсы.

Ресурсы стали доступней, а дети с инвалидностью не только учатся наравне с другими, но участвуют в соревнованиях международного класса для людей с инвалидностью. Россия относительно недавно вступила в движение Abilympics. Цель движения - поддержка и помощь в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. Сейчас в Москве проводят этапы чемпионата Abilympics Russia. Столичные студенты становятся победителями не только национальных соревнований, но и призёрами международного финала Abilympics.

Теперь пример у столичного образования нужно взять столичной инфраструктуре. Потому что инклюзивными наши улицы, здания и прочее точно не назовёшь.

Город образования. О новом поколении школ и международном форуме на ВДНХ

Фото: Пресса Москва

Без оценок

Да, в Москве серьёзно задумываются и об отмене оценок. Пока мы на уровне “проверьте наши знания, не вешайте ярлык”. В школах проводят независимые диагностики по всем предметам. За объективность всея Москвы взялся Московский центр качества образования (МЦКО). Особенность таких проверок ещё и в том, что детей проверяют на “жизненную” находчивость. Видят ли они связь, умеют ли сочетать знания из разных дисциплин и применять их в решении практических задач.

Есть ли смысл

Результат курса на всё совершенно новое в московской школе - 6-е место в международном рейтинге PISA, рекордное количество призёров на Всероссийской олимпиаде, систематические победы столичных команд на международных конкурсах и олимпиадах, сотрудничество школьников с IT-компаниями, вузами и наукоградами. В Москву чуть ли не ежемесячно приезжают иностранные делегации: ходят по классам, сидят за партами, листают электронные сценарии в планшетах, строят параболы на мультимедийных панелях, решают задачи по физике в 3D-очках.

Иностранцы очень удивляются и радуются. Действительно, удивительно: Hellerup Skole - центр исключительный. По большей части, на Западе инновационное в образовании ограничивается онлайн-курсами и разговорами о технологиях. Активно же внедрять цифру в городскую систему образования решилась только Москва.

Город образования. О новом поколении школ и международном форуме на ВДНХ

Фото: Пресса Москва

Город образования. О новом поколении школ и международном форуме на ВДНХ

Фото: Пресса Москва

Алло, Владимир Владимирович...

Столица, с ней всё ясно - ресурсы, бюджеты, контроль. Что с регионами? До них, как известно, всё долго доходит. И, как известно, президент сказал, не значит - сделали. А министр образования сказала - не факт, что услышали. Тем временем Москва запустила проект «Поддержка сельских школ школами Москвы». Столичные директора путешествуют по регионам и делятся опытом, приглашают регионы к себе. Давно в работе конференции, семинары, тренинги. Помогает ли это регионам? Увидим позже.

Всем форумам форум

Возвращаясь к датской школе, школе нашей и форуму “Город образования”. Всё чем мы так хотим походить на Hellerup Skole, что смотрели и пробовали иностранцы, что претендует на инновационность в образовании было представлено на международном мероприятии. Московская электронная школа, независимые диагностики, проекты по творчеству и способностям и прочее, и вот это вот всё можно было посмотреть и попробовать.

В 75 павильоне ВДНХ вещали и делились учёные, представители образования, корпораций и IT- сферы: 40 стран, 80 экспонентов, 200 событий деловой программы, 250 российских и международных экспертов, 30 тысяч посетителей. Из инновационных были Samsung, Microsoft, Lego.Education, Xerox, Casio, 1C, HP, Cisco, IBM, Panasonic и так далее. Вход был свободным - с предварительной онлайн-регистрацией.

Город образования. О новом поколении школ и международном форуме на ВДНХ

Фото: Пресса Москва

Взрослые и дети

Помимо регистрации “на вход” была регистрация на участие. Например, в 5-м съезде учителей Москвы. Они обсуждали разные там свои проекты и идеи. За дискуссией можно было следить онлайн. Для детей организовали следующие активности от столичных школ:

квест по выставке с элементами дополненной реальности,

Worldskills Show (выступления участников и победителей конкурса профмастерства среди студентов колледжей),

робосет (площадка робототехники и соревнования роботов),

питч-сессия детских стартапов,

Аллея стартапов (презентация детских и взрослых проектов в образовании),

шахматный турнир,

хакатон (соревнование командных технологических проектов),

баттл “Подростки vs эксперты” (дискуссионные споры на разные темы).

Город образования. О новом поколении школ и международном форуме на ВДНХ

Фото: Пресса Москва

Важным событием для подростков стал конкурс “Юные инноваторы Москвы”. Это шанс заявить о себе всем этим инновационным товарищам из инновационных компаний и структур. Для этого нужно было подать онлайн-заявку, предварительно подготовив собственный проект. В одной из секций форума подростки совершенствовали и завершали свои идеи - с помощью экспертов и гуру технологий. Финалисты боролись за 3D-принтер MakerBot Replicator+, Набор Lego Mindstorms, один из курсов в Британской высшей школе дизайна, Scream School или Архитектурной школе МАРШ, сертификат на обучение в бизнес-лагере Kindermba, курсы по робототехнике, программированию, лазерной резке и 3D моделированию от Лиги роботов, ФОДО Образ, ЦМИТ LifT 3.0, Дворца инженерного творчества.

Материал подготовлен: Пресса Москва

Понравилось? Поделись с друзьями!