Почему инклюзия важна для всех детей

В сфере образования сейчас много говорят об инклюзии. В рамках любого повышения квалификации учителей и школьную администрацию зовут на мастер-классы и презентации, посвященные тому, как сделать уроки более инклюзивными и доступными для любого ученика.

Почему инклюзия важна для всех детей
Фото: themighty.com

Таких способов много, но, оказывается, большинство родителей не понимают, что означает инклюзия и почему она важна для всех.
Я даже слышала от родителей: «Это для детей с инвалидностью. У моего ребенка с обучением нет проблем».

Но вот в чем дело: у каждого ученика свой уникальный стиль обучения. Детей делают не на фабрике, а это значит, что все они разные. Инклюзия означает определение этих различий и работу с ними вместо того, чтобы подгонять всех под один унифицированный подход.

Например, меня в аспектах инклюзии интересует то, как дети рассажены в классе. Многие из нас помнят, как сидели в школе за партой на твердых деревянных или пластиковых стульях. Большую часть дня мы проводили за партой, а выходили из нее только на урок физкультуры или на перемену.

Не знаю, как вы, но я сидеть за партой ненавидела. Мне было неудобно и некуда приткнуть длинные нескладные ноги. Я хотела, чтобы мне было где потянуться, мне совсем не хотелось скрючиваться. У меня не было синдрома дефицита внимания и гиперактивности, проблем с мышечным тонусом или подвижностью. Я была «нормальной» нейротипичной ученицей, однако мне совсем не нравились стандартные порядки относительно сидения в классе.

А инклюзивный подход помогает всем ученикам. Вместо парт и жестких стульев в инклюзивной классной комнате есть выбор: можно сидеть на мягких креслах-мешках, на больших гимнастических мячах, на крутящихся креслах, на кушетке, на подушках, разбросанных по полу, и так далее.

Хотя эти варианты чаще всего появляются в классе ради того, чтобы помочь ученику, у которого есть проблемы, ими может пользоваться не только он один. Возможность выбора нравится всем учащимся.

Это инклюзия.

Создание сообщества

Многие учителя говорили мне, что внедрение мелких изменений, таких как варианты сидений, помогли всему классу. Ученики, которым было трудно сосредоточиться, когда они сидели за партой, справлялись с чтением, когда пристраивались на подушку или на гимнастический мяч. Возможность выбрать сиденье не отвлекала их от учебы, наоборот, она позволяла детям выбрать тот вариант, который был для них удобнее всего.

Инклюзия также подразумевает обучение в соответствии с различными стилями обучения и в соответствии с различными уровнями способностей у учеников. Прошли те времена, когда детей с трудностями в обучении выделяли в отдельные классы (и слава Богу). Как инклюзивные сиденья идут на пользу всем детям, так и инклюзивное преподавание помогает всем.

Возьмем пример ребенка, которому мешает шум. Шум в классе не только раздражает, для некоторых детей он зашкаливает и может привести к нервному срыву. Лучший способ избежать такого срыва — регулировать уровень шума в классе и одновременно создать тихий уголок, где можно уменьшить громкость шума с помощью наушников.

Инклюзивная классная комната открыта для всех учеников.

Одна из учительниц моей дочери создала тихий уголок, в котором ученики могли спрятаться, когда им была необходима передышка. Они могли взять с собой книги и тетради или просто посидеть там и расслабиться.

Хотя изначально этот уголок создавали для ученика с аутизмом, им пользовались все учащиеся. Они приходили туда очень часто, и в классе решили провести об этом беседу. Многие ученики говорили, как трудно им сосредоточиться, когда в классе шумно. В результате они сами придумали несколько способов, как уменьшить шум в классной комнате.

Мне очень нравится эта история, потому что она показывает, что в инклюзивном классе не выделяют отдельно человека с аутизмом, а ищут способы, как включить этого ученика в работу класса, что в конце концов идет на пользу всем детям.

Это всего лишь два из многочисленного списка примеров того, как важна инклюзия для всех учеников, а не только для детей с инвалидностью.
Надеюсь, что инклюзия станет не только громким словом, но фактом действительности во всех классах. Инклюзию должны поддерживать все родители, а не только те, которые воспитывают детей с инвалидностью. Обещаю, это пойдет на пользу абсолютно всем.

Синтия Локрей

Перевод Ольги Лисенковой, оригинал: themighty.com

Понравилось? Поделись с друзьями!