Как я объяснила моему сыну, что у него диагноз аутизма

Как я объяснила моему сыну, что у него диагноз аутизма

Наконец-то наш «разговор» с младшим сыном состоялся. В последнее время, я чувствовала, что назрела необходимость объясниться и в то же время, что-то меня останавливало.

Многие родители, имеющие детей с особым развитием, прекрасно понимают, что «разговор» не означает беседу «о птичках и пчелках». Это был первый «разговор» с моим ребенком о том, что у него диагноз аутизма.

Мой сын 6,5 лет имеет ярко выраженную индивидуальность. Все происходящее он воспринимает очень эмоционально или, как мы шутим, «нескучно». У него проницательный ум, широкая улыбка и великолепное чувство юмора. Я могу бесконечно перечислять список его достоинств. У него также наблюдается расстройство аутистического спектра (РАС) или синдром Аспергера.

Мое сердце переполняется любовью и гордостью к моему ненаглядному сыну и я совершенно не стыжусь его диагноза аутизма. Он часто затрудняется описать своими словами то, что он чувствует и почему. Совсем недавно, он начал распознавать и выражать свое понимание относительно многих вещей, которые уже были понятны его сверстникам.

Я понимала, что скоро мне придется объяснять причины его затруднений, очень осторожно подбирая слова и фразы, в связи с тем, что в обществе все еще существуют стереотипы по отношению к людям с особым развитием. Я не хотела, чтобы он почувствовал себя неполноценным и относился к своему диагнозу как ограничителю его возможных достижений по жизни.

Мне не хотелось, чтобы правда была для него разрушительной. Хотелось объяснить так, чтобы знания о расстройстве аутистического спектра помогли ему понять работу его мозга, стать более терпеливым по отношению к себе и укрепить самооценку. И также, помочь ему с изучением механизмов приспособления, чтобы легче иметь дело с угнетенностью, рассеянностью и чувством беспокойства. Я надеялась, что он сможет найти свой путь развития, используя особенную работу мозга и достичь замечательных результатов в жизни.

И еще я надеялась, что это поможет ему развить отзывчивость и положительное отношение к окружающим его людям, возможно испытывающим трудности, также, как и он.

День «разговора» ничем не отличался от обычных других дней. Я сидела за компьютером, когда мой сын вошел в комнату. На мониторе он заметил рекламу со словом «аутизм» и фотографию мальчика.

«Что это?» - спросил он.

«Это маленький мальчик» - ответила я.

«Нет» - настаивал он – «Что здесь написано?»

Мой пульс участился и внутреннее чувство подсказало – «Пора».

«Это об аутизме» - ответила я и почувствовала тяжесть моих слов. Казалось, они зависли в воздухе, ожидая полного признания. Чуть-чуть подумав, он спросил то, что я так долго ждала – «А что такое аутизм?»

Я сделала глубокий вздох и, как мне показалось, все в этот момент застыло. Я почувствовала себя человеком, наблюдающим за ситуацией со стороны и осознающим всю важность происходящего, которое может изменить нашу дальнейшую жизнь навсегда. Несмотря на то, что я точно знала все что скажу, мое сердце забилось сильнее, а горло сдавило. Я прекрасно понимала, что все будет зависеть от правильности подачи информации. Все было в моих руках – или разрушить его чувство собственного достоинства или сохранить.

Взглянув на его красивое лицо, я начала разговор – «Аутизм – это особая работа мозга некоторых людей. Они могут мыслить и чувствовать себя по своему, в отличии от других людей. Для некоторых из них возможно будет трудно сосредоточиться в шумной обстановке, или трудно будет есть некоторые продукты особой консистенции, или возможно испытывать желание пожевать то, что не является пищей. У них могут возникнуть проблемы, чтобы успокоиться после перевозбуждения, или им захочется походить по кругу. Возможно, что они могут быть очень расстроенными после игры, когда они проиграют».

После всего сказанного, мое сердце билось так сильно, что я почувствовала будто оно сейчас выскочит из моей груди. Я продолжала объяснять сыну, каким образом аутизм влияет на него и в тоже время задавалась вопросом, знаком ли он с этим. Затем я задала ему очень важный вопрос, который не входил в мои планы – «Тебе знаком кто-нибудь с такими признаками?»

«Да» - ответил мой сын, а затем молчаливо уставился на стену. «Кто?» - спросила я его. Он немного призадумался, неуверенный в своей догадке. Затем немного ухмыльнулся и ответил – «Я».

Испытывая одновременную печаль и облегчение, я протянула руки, обняла моего сына и сказала – «Я тебя очень люблю и очень тобой горжусь. Ты умный, хороший и веселый. Аутизм просто объясняет почему тебе бывает трудно, почему ты чувствуешь себя расстроенным и почему у тебя есть дополнительный учитель в школе.»

«Однако аутизм создает не только трудности для тебя, но также делает тебя уникальным и помогает обладать удивительной памятью. Когда ты был маленьким, тебе не стоило труда запомнить целый абзац из книги даже после одного прочтения.» Как мне показалось, ему было приятно это услышать.

Подумав, я еще добавила- «Аутизм может по-разному влиять на людей. Отличаться от других – не значит быть плохим. Это просто быть не таким как все.» Когда он стал уходить, я спросила его вдогонку- «У тебя есть вопросы?»- но он уже убежал.

Я осталась одна в комнате, потрясенная и немного удивленная. Наконец это произошло. Я думала, что разговор будет гораздо дольше, однако моему ребенку оказалось достаточно того, что он услышал. Мне хотелось бы узнать, правильно ли я все сделала, все ли он понял или он почувствовал себя расстроенным и растерянным или потрясенным. Я почувствовала, как подступают слезы.

Через несколько минут, в комнату вошел мой старший сын, заботливый опекатель младшего брата, и воскликнул - «Мама, он сказал «аутизм»!». Я успокоила его - «Все нормально. Он сам об этом спросил, когда увидел это слово». «Ох, хорошо тогда» - выдохнул он – «Я забеспокоился, что он услышал, когда ты сказала это слово еще кому-то. Ты же мне сказала, что пока не собираешься ему говорить об этом». «Ну, так получилось» - ответила я - «Просто подвернулся случай и я решила его использовать».

Jennifer BittnerМы вместе спустились вниз, заботливый старший брат и я, чтобы продолжить разговор с моим уникальным, творческим, жизнерадостным сыном, который также являлся аутистом. «Что ты сказал брату?» - спросила я его, когда он сидел за кухонным столом и занимался изготовлением игрушек Playdoh. Не отрываясь от работы, он невозмутимо ответил: «У меня аутизм и то, что мой мозг работает не так, как у остальных людей. Однако отличаться от других – не значит быть плохим. Это просто быть другим».

У меня выступили слезы и я крепко обняла сына. Думаю, что он все понял.

Дженнифер Биттнер (Jennifer Bittner)

Перевод: Лилии Русавской

Превью-фото: themighty.com | Оригинал: themighty.com

Понравилось? Поделись с друзьями!