Спецклассы vs Инклюзия

Петиция о создании в Подмосковье «ресурсного класса» для неговорящих детей с РАС никак не может набрать даже 300 голосов. Хотя, по мнению её составителя Анны Сергеевой, подобное начинание «даст шанс особым детям в городе Балашиха не просто учиться в общеобразовательных школах, а получить индивидуализированное образование в соответствии со своими особыми образовательными потребностями и личными дефицитами».

- Несмотря на появившийся в 2014 году в России документ, который регламентирует создание специальных образовательных условий для обучения детей РАС, …наши дети с аутизмом до сих пор остаются за бортом системы образования в Московской области. Наши особые дети признаются либо не обучаемыми, либо отправляют их в коррекционную школу, - говорится в петиции. - Не существует специального общества, нет отдельных резерваций для людей с особенностями развития, и, пряча ребенка с РАС как предлагает нам Администрация города Балашиха, от типично развивающихся сверстников, обучая его в специальных школах, мы приходим к тому, что взрослые люди с РАС оказываются мало подготовленными к жизни в обществе, несмотря на то, что большая часть из них могла бы жить самостоятельно.

Спецклассы vs Инклюзия

Фото: marimedia.ru

Редакция The Nest попросила прокомментировать ситуацию с обучением особых детей международного эксперта - психолога Яну Ваарик.

Спецклассы vs ИнклюзияС наступлением школьного возраста у родителей детей с особыми потребностями наступает новый этап в жизни: появляется необходимость организовать процесс обучения своего ребенка, учитывая при этом все его особенности. Родители неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра стоят перед таким же выбором и вынуждены рассматривать в основном два варианта: заниматься домашним обучением или отдать в коррекционный специализированный класс.

При домашнем обучении родители, учитывая особенности своего ребенка, могут помочь организовать процесс обучения наиболее комфортно для него, но это значит, что вся тяжесть обучения ложится на плечи родителей. Ребенок очень редко получает действительно коррекционную программу, в основном, процесс обучения курируют педагоги из общеобразовательной школы, не знакомые со всеми потребностями и задачами развития конкретного ребенка. Большим минусом данного варианта также является полная изоляция аутичного ребенка от сверстников и невозможность одному из родителей ходить на работу, что делает материальное положение семьи очень сложным - ведь расходы на содержание и обучение ребенка с возрастом только растут.

Спецклассы vs Инклюзия

Фото: uefafoundation.org

Коррекционные специализированные классы дают ребенку некое социальное общение с другими детьми и взрослыми, для ребенка разрабатывается индивидуальная программа, и используются те методы и технические средства, которые не всегда доступны для родителей, обучающих детей дома. Этот метод позволяет родителям вести социальную жизнь и ходить на работу. Минусом данного варианта, несомненно, является то, что не всегда специалисты, работающие в таких школах, знакомы с особенностями детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и у ребенка полностью отсутствуют социальные и дружеские связи со сверстниками по месту жительства.

Спецклассы vs Инклюзия

Фото: saroblnews.ru

Появление инклюзивной модели обучения «Ресурсный класс» предлагает родителям еще одну возможность для выбора. Идея создания таких моделей не нова - еще Л. С. Выготский, гуру российской психологии, в начале 20 века указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства и задача которой состоит в том, чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т.п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания.

Инклюзивная модель предполагает создание специализированного класса в рамках общеобразовательной школы. Ученик, находится там, в сопровождении учителя и тьютора занимается по специально для него адаптированной образовательной программе, в индивидуальном порядке или минигруппе. Создание инклюзивных ресурсных классов требует технической готовности помещения, большого количества специалистов (координатор/супервизор, учитель/кейс-менеджер, тьюторы), и психологической готовности всех участников образовательного процесса, а это значит учителей, родителей и учеников школы, на базе которой создается класс.

Спецклассы vs Инклюзия

Фото: autism-info.ru

Опыт существования инклюзивных классов «Ресурсный класс» показывает несомненный образовательный эффект - присутствие деток с РАС на уроках стимулирует развитие речи и дает возможность развиться другим способностям ребенка.

Детей с аутичными чертами отличает то, что у них нарушено социальное общение и именно этого они лишаются, оставаясь, например, на домашнем обучении, поэтому инклюзивные классы - это великолепный способ интеграции детей с особенностями развития в наше общество. Обучаясь вместе со сверстниками в ближайшей школе, ребенок с РАС знакомится с теми детьми, которые живут по соседству. Происходит постепенная, но успешная социализация ребенка. И это процесс важен не только для детей с особыми потребностями. Появление таких классов - это проявление уважительного отношения ко всем членам нашего общества, не зависимо от их образовательных потребностей, и, несомненно, учит толерантности других учеников школы.

ИНТЕРЕСНО

На сегодняшний день ни в США, ни в Западной Европе нет ни одного детского сада, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с особыми потребностями.

(Специальная педагогика 2005:3)

Более подробно познакомиться c петицией и подписать ее можно здесь >>

Подготовлено редакцией портала The Nest

Понравилось? Поделись с друзьями!