Отсроченный эффект или бутылка газировки

Сегодня сынок шел мне навстречу со школьного двора, и я в ту же секунду поняла, что-то не так. Ему и говорить ничего не надо. Мне и так все ясно.

Отсроченный эффект или бутылка газировки

Фото: asliceofautism.blogspot.ru

Материнское сердце, интуиция или многолетний опыт, назовите, как хотите, но я знала, что-то случилось. У этого явления есть особое название - «Отсроченный эффект». У сына был тяжелый день в школе, и он держал себя в руках почти семь часов подряд. А потом он вышел из школы, прямо в мои объятья и… БУМ!

Наконец-то, он в безопасности, и больше не может сдерживать напор.

Напряжение «рвалось» из его маленького существа. Лицо напряжено, щеки красные, тело как камень, руки-ноги не слушаются. Он громко тараторит, он на взводе. Он хочет есть, но не голоден. Он хочет все же что-то поесть, но не то, что я приготовила. Поэтому раздражается и ругается, потому что уже не контролирует себя. Он хочет поздороваться с собаками, но их чрезмерная радость его не радует, поэтому он груб с ними, но тут же сердится на себя. Я спрашиваю, как он себя чувствует, но он как будто в багровом тумане – не слышит меня, не может переварить мои слова. Смеясь и болтая, заходят сестры. Но для него они подобны большой толпе, и он кричит им: «Замолчите!». Они огрызаются в ответ, и – БАХ! – извержение вулкана! Достигнута точка кипения.

Очередной срыв. И дороги назад нет. Все напряжение должно выйти.

А затем наступает полное изнеможение – и у него, и у меня. Он не может думать, потому что для него это уже перебор. Он просто нуждается в перезарядке, как, впрочем, и я. Как же трудно быть мамой, которой приходится принимать на себя последствия отсроченного эффекта, потому что пленных он не берет и ему все равно, кто попадет под его огонь в процессе. Поэтому я не могу даже и представить, что при этом чувствует мой сын.

В течение дня, конечно же, бывают маленькие знаки, по которым можно определить, что что-то идет не так. Но они такие незначительные, что можно легко их не заметить. С каждым часом, он становится все бледнее, потому что все эти мелочи высасывают из него жизненную энергию.

Может, он не смог поесть в обед из-за высокого уровня тревоги. Нервный смешок, когда учитель обратится к нему, - единственное, что он может выдавить. Во время урока положит голову на стол или начнет раскачиваться на стуле, чтобы успокоиться. А напряжение все нарастает, и часы отбивают минуты и приближают момент, когда можно будет выйти из школы. Он не может дождаться и начинает ковырять пальцы или жевать рукав.

Это все – признаки стресса, которые демонстрирует мой сын. Он не всегда может вербально передать свои желание, поэтому учитель, скорее всего, просто не обратит на это внимания. И, если быть до конца честной, я не думаю, что он сам всегда распознает нарастание напряжения внутри, пока не становится уже поздно что-то делать.

Очевидно, эта проблема является общей для всех детей с аутизмом. Некоторые могут сдерживать чувства весь день в школе, и учитель остается в блаженном неведении. Однако гормоны стресса медленно накапливаются, что создает идеальные условия для своего рода раздвоения личности. И страдают от этого члены семьи, особенно если учитель не понимает или не верит родителям. Давайте приведем пример.

Отсроченный эффект или бутылка газировки

Фото: asliceofautism.blogspot.ru

Представь, что ты – бутылка газировки. Твои ингредиенты – аутизм, затруднение обработки сенсорной информации, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и задержка речи. Мир тебя приводит в замешательство, а большая часть твоих трудностей скрыта от окружающих, поэтому многие просто не понимают тебя.

И вот твой день:

Просто поход в школу приводит тебя в тревожное состояние – потрясем бутылку с газировкой!

Учитель на уроке говорит: «Сегодня новая тема». Что это значит? – еще потрясем!

Ты не понял, что нужно писать – встряхнем!

Ошибся! – еще встряхнем!

Лампа в классе зажужжала, раздражает – встряхнем еще раз!

Классный час. Нужно сидеть тихо, а внутри у тебя все бурлит – еще потрясем бутылочку!

Расписание поменяли! Вместо математики поставили музыку – тряхнем-ка еще разок!

Застряли в пробке, а по радио играет раздражающая песня – и еще пару раз встряхнем!

Ты добрался домой и тут крышу срывает от напряжения!

Это и есть «отсроченный эффект». Это все реальность… поверьте мне. А сколько раз я слушала, как учителя мне говорят: «Надо же! А в школе он так себя не ведет» или «Со мной он себя может вести хорошо, значит, вы его балуете». Сколько бессонных ночей я провела в раздумьях, может, я сама виновата. Может, я не так воспитываю его? Но я же его мама, мои инстинкты никогда меня не подводят. Мне просто надо быть внимательной к поведению своего мальчика. Он взрывается дома, потому что я – его тихая бухта, его убежище. Я спокойна и предсказуема, и дома он может быть самим собой. Дома его принимают таким, какой он есть.

Michelle MyersПоэтому я уверена, сократить уровень стресса у таких детей, как мой сын, можно, предприняв некоторые действия, которые помогут им почувствовать, что они вне опасности, что их принимают такими, какие они есть.

А это значит, нужен индивидуальный подход к каждому, чтобы не пытаться сочетать несочетаемое.

 

Michelle Myers

Перевод, оригинал: themighty.com

Понравилось? Поделись с друзьями!