Отношения в семье
Аутизм: Подтолкнуть или отступить? Родительская дилемма
Моему сыну ТиДжейю 15. У него аутизм.
Когда ТиДжей учился в начальной школе, нам приходилось без устали работать над рядом проблем и многому учиться: просидеть спокойно весь урок, обойтись без срыва во время обеденного перерыва, делиться и делать что-либо по очереди с другими ребятами, относиться спокойно к разочарованию, когда что-то не соответствует ожиданиям.
Фото: washingtonpost.com
Все, над чем приходится работать каждому ребенку
Мы также концентрировали внимание на индивидуальных проблемах ТиДжея. Например, старались научить его правильно держать ручку. С самого начала в детском саду он совершенно уникальным образом держал карандаш. Учителя разными способами старались ему напоминать о том, как правильно, надеясь, что, в конце концов, у него выработается привычка. Они клеили картинки на его парту с рисунком руки с правильным владением ручкой, напоминали ему устно, надевали на его карандаш специальные пластиковые насадки, с которыми ребенок не смог бы взять его неправильно.
Но, ничего не работало.
В конечном итоге, в средней школе, учителя и психологи, посоветовавшись с нами, Шоном и мной, решили, раз его почерк уже четкий и разборчивый, нам не нужно больше заставлять его брать ручку «правильно». Мы оставили его в покое, позволив держать ручку так, как ему было удобно.
С тех пор это перестало быть проблемой.
Как мама ребенка с аутизмом я часто задаю себе важный вопрос:
Над какими задачами и привычками нам нужно продолжать работать, а какие стоит отпустить. Что для нас приемлемо как часть нашего мальчика, а в чем он сможет измениться, получив для себя пользу?
Помню, Темпл Грандин, известная женщина-аутист, писатель и оратор, говорила (цитирую по памяти): «Лучшее, что сделала моя мама, - относилась ко мне так же, как и к остальным своим детям».
Я всегда подсознательно об этом помнила с того момента, как ТиДжею в возрасте двух лет поставили диагноз аутизм. В некоторых случаях это очень уместно, и, я верю, мои старания не отделять сына от других привели ТиДжея к определенному успеху:
Как у ТиДжея, так и у его брата есть обязанности по дому: они сами разбирают вещи, стирают их, складывают и убирают чистые в шкаф. Они по очереди гуляют с собакой. У них есть также обязанности в уборке.
Ну, вы поняли. У нас получилось предъявлять к ТиДжею тоже требования, что и к его брату Питеру.
Но мы же хотим гораздо большего для нашего мальчика. Как насчет всего остального?
Возьмем, к примеру, общение. Это одна из наших основных целей для ТиДжея, которую труднее всего достичь.
Я все время борюсь за это. Нужно ли нам продолжать подталкивать его? Или может, отпустить на самотек? Именно в этой области ТиДжею не хватает навыков, и в то же время, мы считаем ее одной из самых значимых.
Но так ли это важно для самого ТиДжея? Он вообще придает этому значение?
Я как маятник бросаюсь из одной стороны в другую. Но если оглянуться на прошлый опыт, все наши битвы были подчинены этому алгоритму.
Мне приходится напоминать себе, что мы обязательно поймем для себя, что делать так же, как у нас получалось и раньше.
Нам просто надо пока не сдаваться, надеясь даже на небольшие победы. И, в конце концов, нам будет ясно, когда же надо будет перестать подталкивать ТиДжея и позволить ему самому общаться (или нет) естественным путем.
Еще я напоминаю себе, что с каждой новой проблемой, которая возникнет у сына, мы сделаем все, что можем, чтобы помочь ему. Побуждать его на борьбу там, где еще есть место росту, и отходить в тень, когда это необходимо. Время покажет. Иначе не бывает.
Лорен Суик Джордан (Lauren Swick Jordan)
Перевод, оригинал: washingtonpost.com
Понравилось? Поделись с друзьями!