10 мини-советов как преодолеть откладывание дел на потом

10 мини-советов как преодолеть откладывание дел на потом

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Все мы множество раз слышали эту поговорку из уст родителей. Но это не очень помогло нам в достижении продуктивности.

Прокрастинация. Может, с этим термином не все знакомы, но с самим образом поведения, я уверенна, все сталкивались. Вы живете в замкнутом круге, когда дела накапливаются как снежный ком, а вы не находите сил взяться хотя бы за одно? Весь день вы заняты откладыванием разных дел на потом?

О, как же это знакомо. Есть какое-то важное дело, но вместо того, чтобы взять и сделать, вы отлыниваете, убиваете время впустую, бесцельно просматриваете ленту в соц. сетях, намеренно откладывая выполнение этого дела на потом.

Вы знаете, что должны сидеть и работать, но вам просто сейчас не хочется. И вы тянете время, мешкаете, только ради того, чтобы снова столкнуться с необходимостью приняться за дело, когда его выполнение становится неизбежным. И когда уже на самом деле становится слишком поздно, вы паникуете и думаете: «Ну, почему же я не сделал этого раньше!».

Как это ни парадоксально, я планировала завершить эту статью еще вчера до 10 утра.

Между тем я съела два завтрака, проверила электронную почту, отредактировала пост для своего сайта, посмотрела пару серий своего любимого сериала, открыла несколько вкладок на своем браузере, посетовала по поводу отсутствия продвижения вперед, поболтала с двоюродной сестрой… и абсолютно ничего не написала.

Что же со мной не так?

Проблема прокрастинации

Согласно исследованию, которое пытается объяснить такого рода поведение, со мной все нормально. Или, по крайней мере, это нормально для всех писателей. Дерек Томпсон, главный редактор The Atlantic, одного из старейших литературных журналов в США, считает, что продуктивные люди часто не могут отличить обоснованную отсрочку от настоящей прокрастинации. По его словам первое может быть необходимым: «Я отвечу на это письмо, когда у меня будет время, чтобы его написать».

А второе, пишет Дерек, по своему определению обречено на провал и не выдерживает никакой критики: «Я отвечу на письмо прямо сейчас, у меня есть время, мои пальцы на клавиатуре, интернет-соединение отличное, никто не просит меня сделать что-то другое, но я просто… мне просто… неохота».

Джозеф Феррари, профессор психологии в Университете ДеПол, прямо заявляет, что прокрастинация не имеет ничего общего с организацией собственного времени. Сказать хроническому прокрастинатору: «просто сделай это», то же самое, что сказать человеку с хронической формой депрессии: «выше нос, не унывай!».

Если вы время от времени страдаете от настоящей прокрастинации (а я уверенна, что каждый из нас с этим знаком), то эти десять коротких мини лайфхаков будут вам полезны, чтобы преодолеть проволочки в делах.

1. Устанавливайте для себя крайние сроки.

Победить прокрастинацию может неотвратимое давление надвигающегося дедлайна (конца крайнего срока). Поэтому установите жесткие рамки для исполнения задачи, чтобы привязать себя к обязательствам. Удивительно насколько продуктивнее мы можем стать, когда над нами нависает дедлайн. Нужно признать, что хронические прокрастинаторы начинают ощущать давление лишь после того, как пройдена черта крайнего срока, но все же. Для многих этот принцип работает.

2. Установите в телефон напоминание на время гораздо раньше конца срока.

Чтобы овладеть этой стратегией, можно внести в расписание одно единственное напоминание почти сразу после того, как вы должны были начать выполнение проекта. Таким образом, вы выведете себя из состояния оцепенения с помощью шоковой терапии, и безотлагательно начнете дело. Запланированные напоминалки хороши еще тем, что вы не забудете о проекте или задаче, вспоминая об этом, лишь когда сроки уже вышли. Именно так обычно и случается, если вы отлыниваете, занимаясь прокрастинацией. Представьте себе, как здорово вы будете себя чувствовать, если закончите дело задолго до конца срока.

3. Разбивайте большие задачи на несколько маленьких шагов.

Многие проекты содержат в себе много подзадач, что приводит к умственной перегрузке. Мы невольно вступаем на путь наименьшего сопротивления, что чаще всего означает лишь оттягивание выполнения дела. Чтобы вырваться из этого замкнутого круга, нужно разбить большие задачи на несколько маленьких частей. Например, если вы оттягиваете написание книги, начните с малого, придумайте название. Вернитесь позже и напишите краткий план, оглавление. А потом просто напишите первое предложение. Затем второе, и продолжайте в том же духе. Если вы будете делать это шаг за шагом, то написание книги окажется не таким пугающе сложным и невыполнимым делом.

4. Используйте правило десяти минут.

Если дело вам кажется совершенно непосильным, или если вы просто не можете заставить себя начать, чувствуя соблазн отложить все на потом, скажите себе, что займетесь этим лишь 10 минут. В десяти минутах нет ничего устрашающего. Когда вы начнете, Эффект Зейгарника (в русской Wiki, к сожалению, не описано) вступит в силу, и вы более вероятно будете продолжать. Это очень эффективный способ, который позволяет разорвать цепи стопора или страха перед работой.

5. Избавьтесь от отвлекающих факторов.

Прокрастинация процветает там, где у вас есть куча отвлекающих соблазнов таких, как Фейсбук, Твиттер, телевизор, телефон. Всего не перечесть! Не думайте, что вернетесь к заданию с новой силой после того, как немного отвлечетесь. Гораздо эффективней будет сразу не допустить, чтобы отвлекающие факторы расстроили ваши планы. Очистите рабочее место от всего ненужного, отключите оповещения о новых сообщениях и письмах, закройте все ненужные вкладки и любые другие ненужные программы на компьютере. А лучше, вообще, отключите интернет, если он вам не нужен в работе.

6. Лягушку оставьте напоследок.

Если вас ждут несколько дел, а вы оттягиваете все на потом, попробуйте сделать самое легкое дело в первую очередь. Суть в том, чтобы поезд тронулся, и был сразу же создан импульс на дальнейшие действия. Как только вы начинаете движение, то будет легче съесть лягушку (сделать «худшее» или «самое трудное» неизбежное дело), когда срабатывает Эффект Зейгарника.

7. Смените обстановку.

Иногда наша рабочая обстановка способствует прокрастинации. Посмотрите вокруг, к чему располагает комната, в которой вы работаете? Вам хочется трудиться или свернуться калачиком и спать? Если второе, то пришло время все поменять. Уберите комнату, исправьте освещение, расставьте комнатные растения, чтобы поменять атмосферу; если есть возможность, смените мебель. Или переселитесь в более тихое место. Что бы вы ни сделали, убедитесь в том, что ваше рабочее место вдохновляет вас на работу.

8. Делитесь своим прогрессом с другими.

Это может быть близкий друг, бизнес-партнер, коллега, наставник или редактор. Кто бы это ни был, рассказывайте о своем прогрессе, а если прогресса нет, то рассказывайте и об этом, добавляя к рассказу причины отсутствия продвижения. Суть в том, чтобы вы были кому-то подотчетны, кто смог бы помочь вам держаться верного пути.

9. Выйдите на улицу и подышите свежим воздухом.

Наука показывает, что пребывание на природе может удвоить, а то и утроить активность мозга, это ключ от дверей вашего творческого потенциала. Отложите работу, когда чувствуете перегруз и прогуляйтесь минут двадцать на улице. Вам это будет весьма полезно. Прогулка на свежем воздухе повысит уровень выносливости и усилит решимость двигаться в работе над застопорившимся проектом.

10. Высыпайтесь.

Честно говоря, недостаток сна не является корнем проблемы прокрастинации. Однако если вы не высыпаетесь ночью, потому что, скажем, легли слишком поздно, то ваш мозг не будет функционировать оптимальным образом на следующий день. Вы, ощущая усталость и вялость весь день, будете поддаваться каждой возможности отвлечься. Тем не менее, если вы выспались, то проснетесь свежим, энергичным и готовым к новым свершениям.

Ну, и если вы чувствуете упадок сил, прилягте на полчасика. Пользы послеобеденного сна никто не отменял. Лучше всего восстанавливает работоспособность короткий получасовой сон. Проблема будет решена.