Что нужно знать родителям о современной школе?

Что нужно знать родителям о современной школе?

Кажется, что в последнее время количество нововведений в школе достигло критической отметки. Сначала – электронные дневники, потом – электронные учебники, да и сам учебный процесс сильно отличается от того, что был каких-то 15-20 лет назад. Стоит ли этого бояться и бить тревогу? Отвечает директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.

О новых методах проверки знаний

- В прошлом месяце центр качества образования представил систему «Мои достижения». Каким образом и где её планируют применять?

Мы проанализировали тесты, популярные в интернете. Большинство проверочных работ не отвечает педагогическим измерениям, нет возможности ввода развернутого ответа. Нет экспертной оценки. Негде получить консультацию по итогам проделанной работы. В довершение, задания есть только по узкому кругу предметов и только для учащихся выпускных классов.

Складывается ситуация: школьнику говорят, что всё хорошо, а потом на итоговой аттестации ребенок не получает ожидаемый результат. Мы не могли себе позволить в наших ресурсах отойти от объективности и достоверности. Изучив уже имеющиеся технологические решения, мы создали сервис «Мои достижения». Учащиеся могут проверить свои знания по всем школьным предметам в любое время, в любом месте. Нужен только гаджет и доступ в интернет.

Мы видим сервис «Мои достижения» как общегородскую систему помощи школьникам и родителям. В перспективе будет ряд сервисов для школ, появится закрытый банк заданий для директоров. Далее мы планируем интегрировать его в другие городские сервисы. Система будет дорабатываться, появится ряд новых функций.

- В «доинтернетную» эпоху учитель был носителем эксклюзивного знания, сейчас – скорее отвечает за контроль и мотивацию. Не кажется ли вам, что с появлением подобных сервисов функция учителя отпадает?

Функция учителя, как человека, который выстраивает сотворческие отношения с учеником, и родителями, точно не отпадет. Учитель, который умеет работать в информационном пространстве, умеет заглядывать в будущее, всегда будет нужен и интересен детям.

Нужны ли гаджеты в школе

- Некоторые родители обеспокоены активной компьютеризацией школы. Бояться, что дети разучатся писать от руки, запоминать, общаться друг с другом и со взрослыми. На ваш взгляд, как новые технологии влияют на современных детей?

Мы живем в цифровом мире, для школьников электронные устройства – привычная часть жизни. Мы можем по-разному к этому относиться, но мы должны быть современниками наших детей.

Некоторые работы могут быть гораздо интереснее и проще для школьников, если используются современные решения. ЗD-технологии помогают работать в тех условиях, которые невозможно реализовать в реальности: например, в макро или микромире. В нашем Центре независимой диагностики школьники делают лабораторные работы в 3D-очках.

Кроме того, информационные технологии дают возможность посмотреть на навыки ребенка с новой стороны, помочь ему проявить свои таланты и знания в наиболее привычных для него условиях. Поэтому в течение года специалисты МЦКО были сосредоточены на создании высокотехнологичной системы оценки. Результатом этой работы и стали «Мои достижения».

Что нужно знать родителям о современной школе?

О работе учителя

- Как вы относитесь к критике нововведений в процесс аттестации учителей? Прислушиваетесь ли вы к мнению профессионального сообщества?

Процедура аттестации регламентируется федеральными нормативными документами, поэтому мы следовали их требованиям, создавая региональную модель аттестации.

Новая система абсолютно прозрачна: для педагогических работников и для ответственных за аттестацию разработаны методические рекомендации, которые позволяют разобраться в тонкостях процедуры, самостоятельно оценить результаты, прежде чем подавать заявление на аттестацию. Кроме того, педагогам стало удобнее подавать документы, не надо собирать огромные папки, отпрашиваться с работы, чтобы отвезти их. В целом, московская модель аттестации получает положительные отзывы.

Профессиональное сообщество принимало непосредственное участие в разработке региональной модели аттестации. Но повторяю, аттестация регламентируется федеральной нормативной базой, и мы не можем выходить за рамки ее требований, хотя принимаем активное участие в подготовке предложений.

- Как вы видите образовательный процесс через 5-10 лет? К чему, по- вашему, надо стремиться учителям и тем, кто отвечает за образование на более высоком уровне?

Сейчас отметка порой превалирует над качеством знаний. Мы стараемся изменить эту ситуацию. Необходимо создание единого образовательного пространства, расширяющего рамки программ профильного обучения и переводящего их на уровень предпрофессиональных.

Надо стремиться к высокой объективности. Ребенок и его семья должны больше думать не о полученных отметках, а о том, какие знания, какие навыки он может продемонстрировать, применить в жизни. Ведь именно это – путь к развитию.

В нашем центре мы даём подробную картину по итогам прохождения диагностических работ. Такая детализация позволяет увидеть определенные проблемы и затруднения.

Системы оценивания МЦКО не выставляют отметок учащимся, но дают учителю и школе обширный аналитический материал для дальнейшей работы.

- Опираетесь ли вы на зарубежный опыт?

Одну страну назвать сложно. Нам интересны все страны, которые показывают прогресс в системе образования: большие классы, хорошая подготовка учителей, помощь «слабым» школам и так далее.

Кстати, на Международной конференции по использованию результатов исследований качества образования, которую проводил Рособрнадзор, был представлен опыт Москвы по участию в международном исследовании качества образования PISA. В нем мы получили высокие результаты, и надеемся, что московский опыт получится распространить и на другие города.

Фото: Пресса Москва | Материал подготовлен: Пресса Москва

Понравилось? Поделись с друзьями!